Основные Результаты работы Коалиции
Рабочей группой была разработана концепция, подразумевающая стратегию изменений в системе МВД с участием общественности. Цель принятой стратегии была сформулирована следующим образом: содействовать переориентации милиции от силовой структуры, обслуживающей государственный интерес, к структуре, которая служит обществу и работает на принципах соблюдения прав человека. Во время обсуждения концепции эксперты рабочей группы обозначили несколько ключевых проблем, сохраняющих «силовую» ориентацию современной милиции в России.
Концепция «Милиция России - от силы к службе»
Рабочей группой была разработана концепция, подразумевающая стратегию изменений в системе МВД с участием общественности.
Цель принятой стратегии была сформулирована следующим образом: содействовать переориентации милиции от силовой структуры, обслуживающей государственный интерес, к структуре, которая служит обществу и работает на принципах соблюдения прав человека.
Во время обсуждения концепции эксперты рабочей группы обозначили несколько ключевых проблем, сохраняющих «силовую» ориентацию современной милиции в России.
Первая категория проблем связана с нечеткостью представлений граждан о функциях и предназначении милиции. Причем речь идет не просто о перечне функций, которые должна выполнять милиция, но в первую очередь о той роли, которую играет милиция в современном обществе. Проблема «размытости» милиции как социального института сказывается как на гражданах, так и на сотрудниках милиции.
Вторая категория проблем касается действующей системы отчетности и оценки. Сейчас оценка работы милиции основана на принятой системе внутренней отчетности и использует количественные критерии. Существенным недостатком действующей системы является тот факт, что она не включает в себя публичных критериев и качественных показателей, оценивающих не только результат работы милиции, а сам рабочий процесс деятельности подразделений (Например, можно приложить множество усилий, но не раскрыть преступление. При действующей системе эти усилия не будут засчитываться в «плюс», а отсутствие результата будет засчитано в «минус»). Кроме того, в действующей системе отчетности в полной мере не используются оценки общественного мнения, что является современным стандартом систем оценки качества работы полиции/милиции.
Третья категория проблем касается кадровой политики, принятой в органах внутренних дел. В частности, это проблемы привлечения новых сотрудников, системы отбора, системы обучения, системы продвижения по службе.
Четвертая категория проблем включает в себя ресурсное обеспечение (оснащение, здания и помещения, жилищно-бытовые условия), финансовое обеспечение (прозрачность бюджета, эффективность бюджетных расходов и т.д.).
Принято решение, что для эффективной реализации разработанной Рабочей группой стратегии необходимо решить несколько задач:
• Объединить усилия НКО в продвижении стратегии
• Содействовать изменениям в системе оценки деятельности милиции. В частности добиться включения в систему оценки качественных критериев, показателей оценки работы милиции самим обществом путем социологических методов, расширения количественных показателей, используемых для оценки, и включения в них не только статистической отчетности по преступности, но и количественные показатели, отражающие частоту и качество взаимодействия милиции и общества;
• Содействовать изменению профессиональных установок сотрудников милиции, переориентировав их на «гражданский интерес». В частности, такая переориентация возможна через изменение системы стимулов и продвижения в работе с кадрами в МВД, улучшение системы подготовки к работе в милиции.
• Содействовать развитию новых диалогов в обществе о роли милиции (инициировать общественные дискуссии, предложить альтернативные формы взаимодействия милиции и граждан и т.д.)
Предлагаемая стратегия рассчитана на пять лет и предполагает поэтапную реализацию. На первом этапе (три года) предполагается сосредоточить усилия на решение первых трех категорий проблем, описанных выше.