Решение Комитета министров Совета Европы по 16 постановлениям Европейского суда по делам о насилии в российской милиции
В конце 2010 г. Комитет министров Совета Европы дал оценку исполнению 16 постановлений Европейского суда, касающихся проблемы насилия в российской милиции. Отметив определенный прогресс в области регулирования и организации работы правоохранительных структур, Комитет министров указал, что защита граждан от пыток требует от российских органов власти дальнейших усилий. По мнению Комитета министров, начавшаяся недавно в России реформа милиции - удачный момент для того, чтобы включить в нормативные документы, регулирующие деятельность правоохранительных структур, гарантии защиты от пыток и жестокого обращения.
Надзор за исполнением постановлений Европейского суда по правам человека осуществляет Комитет министров Совета Европы - орган, в состав которого входят представители исполнительной власти всех государств-участников Совета Европы. В рамках исполнения постановлений Европейского суда по конкретным делам Комитет министров проверяет, выплатило ли государство-ответчик назначенную Судом компенсацию, предприняло ли оно необходимые меры по восстановлению нарушенных прав пострадавшего лица.
Кроме того, если в своих постановлениях Европейский суд выявил повторяющиеся или системные нарушения прав и свобод, Комитет министров также контролирует принятие мер по профилактике таких нарушений (т.н. меры общего характера). Процедуры надзора за исполнением постановлений Европейского суда предполагают ведение диалога между государством-ответчиком и Комитетом министров: государство и другие субъекты (например - лицо, выигравшее дело в Европейском суде, или представители независимых экспертных организаций и НПО) предоставляют в Комитет информацию о принятых мерах, а Комитет дает ей оценку в виде решений и резолюций.
В конце 2010 г. Комитет министров Совета Европы дал оценку исполнению 16 постановлений Европейского суда, касающихся проблемы насилия в российской милиции. Отметив определенный прогресс в области регулирования и организации работы правоохранительных структур, Комитет министров указал, что защита граждан от пыток требует от российских органов власти дальнейших усилий. По мнению Комитета министров, начавшаяся недавно в России реформа милиции - удачный момент для того, чтобы включить в нормативные документы, регулирующие деятельность правоохранительных структур, гарантии защиты от пыток и жестокого обращения.
Следует отметить, что на этом контроль за исполнением постановлений Европейского суда по делам о пытках не прекратится. Можно ожидать, что нормативные документы, принятые в рамках реформы милиции, а также практический результат реформы будут оценены с точки зрения их вклада в профилактику пыток.
Решение Комитета Министров по 16 постановлениям ЕСПЧ, главным образом касающихся жестокого обращения с заявителями (истцами) в местах содержания под стражей и отсутствия эффективного расследования. Принято 2 декабря 2010 года в рамках 1100 заседания Комитета Министров Совета Европы, прошедшего 30 ноября - 2 декабря 2010 года. Опубликовано на сайте Комитета Министров Совета Европы 6 декабря 2010 в секции 4.2. итогового документа. Неофициальный перевод, сделан Фондом «Общественный вердикт».
77617/01 Михеев, постановление Суда от 26/01/2006, окончательное от 26/04/2006
5742/02 Акулинин и Бабич, постановление Суда от 02/10/2008, окончательное от 02/01/2009
33470/03 Антипенков, постановление Суда от 15/10/2009, окончательное от 15/01/2010
36220/02 Барабанщков, постановление Суда от 31/07/2008, окончательное от 26/01/2009
1748/02 Белоусовv, постановление Суда от 02/10/2008, окончательное от 06/04/2009
3811/02 Денисенко и Богданчиков, постановление Суда от 12/02/2009, окончательное от 12/05/2009
19223/04 Федоров Владимир, постановление Суда от 30/07/2009, окончательное от 30/10/2009
2807/04 Гладышев, постановление Суда от 30/07/2009, окончательное от 30/10/2009, исправленное от 15/03/2010
30049/02 Корнев Евгений, постановление Суда от 30/07/2009, окончательное от 30/10/2009
839/02 Маслова и Налбандов, постановление Суда от 24/01/2008, окончательное от 07/07/2008
9297/02 Надросов, постановление Суда от 31/07/2008, окончательное от 26/01/2009
36410/02 Никитин Олег, постановление Суда от 09/10/2008, окончательное от 06/04/2009
30033/05 Полонский, постановление Суда от 19/03/2009, окончательное от 14/09/2009
64398/01 Самойлов, постановление Суда от 02/10/2008, окончательное от 06/04/2009
65859/01 Шейдаев, постановление Суда от 07/12/2006, окончательное от 23/05/2007
66688/01 Топорков, постановление Суда от 01/10/2009, окончательное от 01/01/2010
Решения
Представители [прим. пер. - министров государства-членов Совета Европы]
-
Приняли к сведению изменения в законодательстве и административной практике, предпринятые российскими властями с момента событий, описанных в постановлениях Европейского Суда;
-
Отметили, что, несмотря на данные изменения, до сих пор остаются проблемы, требующие принятия дальнейших мер общего характера с целью эффективного обеспечения защиты от пыток и жестокого обращения;
-
С удовлетворением отметили, что российские власти в настоящий момент проводят комплексную реформу Министерства внутренних дел (МВД) и 27 октября 2010 соответствующий законопроект был направлен Президентом РФ в Государственную Думу РФ;
-
Призвали российские власти в полной мере использовать возможности, представляющиеся в рамках текущей комплексной реформы, и обеспечить, чтобы правовое регулирование и нормативно-правовые рамки, регламентирующие деятельность полиции, содержали все необходимые гарантии защиты от полицейского произвола и нарушений, аналогичных указанным Европейским судом в его постановлениях;
-
Подчеркнули в данном контексте необходимость имплементации требований Конвенции [прим. пер. - .Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод] в национальной правовой системе, в частности тех, что касаются гарантий, применимых к любым формам лишения свободы, и эффективного расследования предполагаемых правонарушений, в целях предотвращения новых жалоб, подобных уже поступившим в Суд;
-
постановили вернуться к рассмотрению вышеуказанных вопросов на 1108-м совещании (в марте 2011 г.) (DH), с учетом дополнительной информации, представленной к тому моменту российскими властями о предпринятых ими индивидуальных и общих мерах.