18+

«Расписаться не может ввиду тяжести состояния»

publicverdicti
18/05/2023 14:00

После заявления правозащитников прокуратура и Росздравнадзор начинают внеплановую проверку тюремной медслужбы

img

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+

Юристы, сотрудничающие с Общественным вердиктом, добились проверки действий тюремных медиков, допустивших смерть заключенного. Росздравнадзор выявил серьезные нарушения со стороны тюремной медицинской службы.

Заключенный Артур Романов отбывал наказание в ИК-10 города Чусового. В ноябре 2022 года он пожаловался на головные боли и температуру, но администрация колонии жалобы проигнорировала. В колонии приняли меры только когда заключенный потерял сознание и пережил эпилептический приступ. Романова сначала доставили в гражданскую больницу, но потом отвезли в тюремную больницу при ИК-9 в Соликамске (МСЧ-59). Там его состояние стало стремительно ухудшаться, он перестал ходить, пережил еще несколько приступов, а потом почернел и потерял сознание.

В МСЧ-59 заключенного даже не попытались спасти. Когда его мама узнала от других заключенных о его состоянии, она вызвала скорую помощь, пыталась передать для сына лекарства, вызвать к нему гражданских врачей и адвоката, но тюремная медслужба не пустила ни ее, врачей, ни защитника, сославшись на врачебную тайну. Лекарства для умирающего заключенного передавать запретили, перевозить в гражданскую больницу для срочной операции отказались. Вскоре Романов впал в кому.

Только после обращения мамы заключенного в МЧС, его доставили в гражданскую больницу города Березняки. Со слов мамы, перед отправкой туда тюремный врачи ввели Романову глазные капли, предположительно, чтобы его состояние напоминало наркотическую ломку. В больнице заключенному оказали помощь, но было уже слишком поздно — через несколько дней Романов умер, не приходя в сознание. Ему было 28 лет.

Мама Романова сразу же обратилась с жалобой в Следственный комитет и другие органы на неоказание медпомощи в колонии, повлекшее за собой смерть, но СК ответил, что «срок ожидания фактического принятия экспертизы в работу составит не менее 36 месяцев», а сама экспертиза займет не менее трех месяцев. Таким образом, к моменту завершения экспертизы истечет срок давности привлечения к ответственности виновных.

Юристы Общественного вердикта направили ходатайства о проведении судмедэкспертизы в других учреждениях при Минздраве РФ, а также обратились с заявлением в Росздравнадзор с просьбой провести проверку деятельности МСЧ-59 и привлечь к ответственности.

В результате проверки Росздравнадзор обнаружил множество нарушений, допущенных тюремной медслужбой. При оформлении медицинских документов были допущены грубые ошибки — нарушена хронология обследований, отсутствует обязательная информация, записи в целом неинформативны и не отражают тяжести состояния Романова, отсутствует информация о проведении ему каких-либо консультаций, исследований и манипуляций и многое другое.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, которое должен подписать сам пациент, оказалось не подписанным. Медики поставили в нем отметку: «Расписаться не может ввиду тяжести состояния», хотя при первичном осмотре Романова его состояние они охарактеризовали как «средней тяжести». В случаях, когда вмешательство экстренное, а пациент не может подписать согласие, решение о вмешательстве должен принять консилиум врачей, однако информации об этом в документах нет.

Росздравнадзор направил мотивированное представление в прокуратуру для согласования внеплановой проверки.

Контроль за деятельностью тюремных медицинских учреждений со стороны Росздравнадзора является еще одним средством правовой защиты, и на мой взгляд эффективным, — комментирует юрист Светлана Тореева, сотрудничающая с Общественным вердиктом. — Мы знаем, что тюремные учреждения являются закрытыми от общественного контроля учреждениями. Это же касается и тюремной медицины. Реализация прав граждан на охрану здоровья сильно затрудняется при таких обстоятельствах. Усугубляется такое положение вещей и тем, что эффективных средств контроля за их деятельностью также очень ограниченное количество. И добиться этого контроля бывает чрезвычайно нелегко. Мы обратились в Росздравнадзор с просьбой провести проверку соответствия деятельности медико-санитарной части колонии заявленным в их лицензии деятельности. Нарушения, установленные при такой проверке могут иметь серьезные последствия для медицинского учреждения.

актуальное по теме
подписаться на рассылку