«Агрессивное насаждение неолиберального подхода»
Почему Тверской суд отказал пережившей полицейские пытки жительнице Магнитогорска в выплате компенсации
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
Принял «во внимание сложившуюся геополитическую ситуацию» и «агрессивное насаждение неолиберального подхода к правам человека». Почему Тверской суд отказал пережившей полицейские пытки жительнице Магнитогорска в выплате компенсации.
В июле прошлого года ЕСПЧ вынес постановление по жалобе С.М. из Магнитогорска. В 2016 году женщина пережила пытки в местном отделе полиции. Она также жаловалась на то, что подверглась там сексуальному насилию. К сожалению, наказать полицейских, издевавшихся над С.М., не удалось. Следователь, который принимал от потерпевшей заявление о пытках, завел на нее же уголовное дело о «ложном доносе», а суд признал пострадавшую виновной.
Тогда «Общественный вердикт» подготовил жалобу в Европейский суд. И в 2022 году ЕСПЧ, наконец, вынес постановление, в котором признал, что Россия нарушила запрет пыток и не выполнила свои обязательства по проведению эффективного расследования. С.М. была присуждена компенсация 26 000 евро за пытки и отсутствие расследования. Однако Генпрокуратура отказалась исполнять это решение, сославшись на то, что Россия в марте вышла из Совета Европы.
В интересах С.М. юрист «Общественного вердикта» Светлана Тореева обратилась с иском в суд. Мы считаем отказ Генпрокуратуры полным нарушением обязательств, которые Россия приняла, когда вступала в СЕ. Конвенция о правах человека предусматривает процедуру выхода государства из-под юрисдикции ЕСПЧ и то, как при денонсации должны исполняться судебные акты: а именно в течение полугода после выхода страны из СЕ.
Однако судья Станислав Утешев Тверского районного суда Москвы встал на сторону Генпрокуратуры. Решение было вынесено еще в декабре прошлого года. На днях мы обнаружили на сайте суда мотивировочную часть, которая, как мы считаем, должна войти в историю.
В своем решении судья Утешев признает доводы о сроках денонсации несостоятельными, хотя и пишет, что:
-
прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров РФ осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для РФ;
-
согласно п.п 1, 2 ст. 58 Конвенции о защите прав Высокая Договаривающаяся Сторона может денонсировать настоящую Конвенцию только по истечении пяти лет с даты, когда она стала Стороной Конвенции, и по истечении шести месяцев после направления уведомления Генеральному секретарю СЕ, который информирует об этом другие Высокие Договаривающиеся Стороны;
-
Денонсация не освобождает соответствующую Высокую Договаривающуюся Сторону от ее обязательств по настоящей Конвенции в отношении любого действия, которое могло явиться нарушением таких обязательств и могло быть совершено ею до даты вступления денонсации в силу;
-
15 марта 2022 года Министерством иностранных дел РФ Генеральному секретарю СЕ вручено уведомление о выходе РФ из Организации. Резолюцией Комитета Министров от 16 марта 2022 года прекращено членство РФ в СЕ. Таким образом, РФ перестала являться высокой Договаривающейся стороной Конвенции 16 сентября 2022 года, т.е. денонсация вступила в силу.
«Между тем, — пишет в итоге судья Утешев в своем решении, — принимая во внимание сложившуюся геополитическую ситуацию, меры, предпринимаемые Российской Федерацией в целях противодействия угрозам экономического, политического характера, а также учитывая, что объединительный потенциал Совета Европы в настоящее время утратил свой многоотраслевой характер, превратившись в структуру агрессивного насаждения неолиберального подхода к правам человека в нарушение закрепленных в Уставе Совета Европы и базовых конвенциях принципов и ценностей, суд приходит к выводу о том, что отказ Генеральной прокуратуры РФ в выплате административному истцу компенсации присужденной решением Европейского Суда по правам человека основан на нормах национального законодательства и соответствует его интересам».
Фото: ТАСС