Три года Следственному комитету России: смог ли СКР преодолеть неэффективность расследования жалоб на пытки в России
Три года назад появился самостоятельный государственный орган - Следственный комитет России (СКР). СКР обязан расследовать жалобы на пытки (в определении российского Уголовного кодекса - превышение должностных полномочий с применением насилия). Таким образом, деятельность Следственного комитета - это основной механизм контроля, который должен пресекать безнаказанность за пытки, в случае, если они допущены должностными лицами.
Три года назад появился самостоятельный государственный орган - Следственный комитет России (СКР). СКР обязан расследовать жалобы на пытки (в определении российского Уголовного кодекса - превышение должностных полномочий с применением насилия). Таким образом, деятельность Следственного комитета - это основной механизм контроля, который должен пресекать безнаказанность за пытки, в случае, если они допущены должностными лицами.
Прокуратура, которая расследовала пытки до Следственного комитета, критиковалась правозащитными организациями за неэффективность и неспособность справиться с этой задачей. Одной из основных причин отсутствия эффективного расследования правозащитники называли зависимость прокурорских следователей от полиции. Конфликт интересов, который подрывал эффективность прокуратуры в расследовании пыток, воспроизвелся в Следственном комитете. Суть сохранившегося конфликта интересов в том, что следователи СКР в рамках расследования преступлений тесно взаимодействуют с полицейскими, которые обеспечивают оперативное сопровождение следственной работы. Если полицейский совершил преступление, например, пытки в отношении подозреваемого в убийстве, то следователь СКР должен возбудить уголовное дело в отношении, фактически, своего коллеги, который помогает ему найти убийцу. Конфликтуют две обязанности следователей - расследовать совместно с полицией тяжкие преступления и в то же время расследовать преступления самих полицейских.
В апреле 2012 года СКР публично признал наличие проблемы, глава Следственного комитета подписал приказ о создании специального подразделения по расследованию преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов. В соответствии с документом следователи этого подразделения должны рассматривать все обращения и жалобы на сотрудников правоохранительных органов и расследовать дела о преступлениях, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, и не могут расследовать никакие другие преступления. Тем самым разрывается конфликт интересов и следователи этого специального подразделения приобретают независимость от полиции.
Однако по прошествии полутора лет с сожалением можно констатировать, что созданное спецподразделение так и не заработало с надлежащей эффективностью. Следственными органами не был решен ряд существенных организационных вопросов, что сокращает возможности спецподразделения стать эффективным инструментом правовой защиты для жертв пыток. В частности, согласно приказу, штатная численность этого спецподразделения на всю страну составляет 60 человек, 12 из которых - начальники. Такой состав выглядит неадекватно поставленной задаче - по оценкам экспертов, за год поступает десятки тысяч жалоб на сотрудников правоохранительных органов и возбуждается сотни уголовных дел. Кроме того, нормативное регулирование не обеспечивает ясного распределения полномочий между спецподразделением и районными/региональными подразделениями СКР. В результате отсутствует четкий запрет на расследование пыток обычными следователями из территориальных отделов. В завершении, у жертв пыток и их представителей нет ясной информации о том, как подавать жалобы в спецподразделение или как обеспечить направление дел о пытках из обычных территориальных отделов в специальные подразделения.
Более того, информация о новом спецподразделении настолько непрозрачна, что создается ощущение, что речь идет о засекреченной операции. Работая по обращениям граждан с жалобами на должностные преступления и постоянно взаимодействуя со следователями СКР, мы со всей очевидностью видим, что улучшения в расследовании пыток отсутствуют. Подробно о проблемах, влияющих на эффективность работы спецподразделения, рассказывается в Меморандуме «О проблемах, влияющих на эффективность Следственного комитета как органа расследования пыток».
Одной из основных задач Следственного комитета на ближайшее время должны стать разработка и реализация комплекса мер, обеспечивающих реальную качественную работу специального подразделения по расследованию преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов. Именно такие действия могут в перспективе привести к улучшению ситуации с расследованием жалоб на пытки.