Яну Яковлеву защищать не будут: суд не поддержал ее в борьбе с вымогателями
Гагаринский суд Москвы отказался предоставить защиту руководителю некоммерческого партнёрства «Бизнес Солидарность» Яне Яковлевой. Она защищает интересы бизнесменов, но год назад сама оказалась в роли пострадавшей - не как общественный деятель, а топ-менеджер компании «Софэкс». Яковлева написала заявление в МВД о вымогательстве у нее взятки налоговым инспектором и бывшим сотрудником полиции. Вымогателей задержали с поличным, но в ходе следствия обвинение им смягчили с получения взятки на мошенничество.
Гагаринский суд Москвы отказался предоставить защиту руководителю некоммерческого партнёрства «Бизнес Солидарность» Яне Яковлевой. Она защищает интересы бизнесменов, но год назад сама оказалась в роли пострадавшей - не как общественный деятель, а топ-менеджер компании «Софэкс». Яковлева написала заявление в МВД о вымогательстве у нее взятки налоговым инспектором и бывшим сотрудником полиции. Вымогателей задержали с поличным, но в ходе следствия обвинение им смягчили с получения взятки на мошенничество. После этого Яковлевой стали поступать СМС с угрозами - как они поступали бы, вероятно, любому, кто решился воевать вместо того, чтобы откупиться.
Ожидалось, что в Гагаринском суде 4 сентября начнется рассмотрение уголовного дела экс-налоговика Руслана Рувинова и бывшего полицейского Андрея Балабанова по существу. Но судья Алишер Ларин провел лишь предварительное, ограничившись рассмотрением процессуальных вопросов.
- Мы заявили суду два ходатайства, - пояснил «Ситибуму» адвокат Яковлевой Евгений Черноусов. - В одном мы просили отказать подсудимым в их просьбе о проведении процесса в особом порядке, в другом - обеспечить защиту Яковлевой и членам ее семьи из-за поступающих угроз.
С первым ходатайством судья согласился - особый порядок возможен только при согласии потерпевшей стороны - самой Яковлевой, а она выступила резко против. Но предоставить защиту ее семье суд отказался. Судья сослался на то, что материалы дела еще не изучены и нет достоверных данных о том, что жизни Яковлевой действительно что-то угрожает. «Судья Ларин порекомендовал мне еще раз обратиться в правоохранительные органы с заявлением об угрозах, - рассказывает Яковлева, - Чтобы у него на руках был некий ответ от полиции относительно проведенной по этим фактам проверки. Хотя такие материалы уже есть в уголовном деле». Время еще раз обратиться в «органы» у Яковлевой и ее защитника есть - следующее заседание судья Ларин назначил на 27 сентября.
Как рассказала «Ситибуму» Яковлева, проблемы с налоговой инспекцией возникли у нее в августе 2012 года. Яковлева еще с начала 90-х годов занимается бизнесом - она совладелец и топ-менеджер химической компании «Софэкс». В одно из подразделений компании - «Софэкс-Силикон» в августе 2012 года пришел главный государственный инспектор отдела выездных проверок столичной налоговой инспекции №20 Руслан Рувинов, и стал, как говорит Яковлева, угрожать ей и ее партнеру «большими неприятностями».
В частности, речь шла о якобы крупной недоплате налога на прибыль. «Софэкс» поставляла «Газпрому» гидравлическую жидкость. Рувинов объявил, что товар отпускался по ценам ниже рыночных, и недоплата в бюджет составляет 40 млн рублей - на похожей логике построено обвинение в деле Кировлеса, правда, там идет речь не налогах, а о нанесении материального ущерба. Позже суд подтвердил, что претензии к «Софэкс» были необоснованными.
Проект акта проверки из налоговой руководителям компании привез не сам инспектор Рувинов, а посредник - бывший сотрудник ОБЭП московской транспортной полиции Андрей Балабанов, откуда он уволился после 15 лет службы и официально числился безработным. Балабанов и вел переговоры - предложил уладить вопрос за 3,5 миллиона рублей. За это он обещал - в акте проверки будут указаны нарушения на стандартную для таких проверок сумму в 2,5 миллиона рублей. Причем нарушения для штрафа посредник предложил предпринимателям по своему усмотрению.
- Я обратилась с заявлением о вымогательстве взятки в Главное управление по экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, - рассказывает Яковлева, - Все дальнейшее общение с Рувиновым и Балабановым шло под контролем оперативников со скрытыми видеокамерами, записью переговоров и т.д. Я сама участвовала в этих мероприятиях.
В декабре 2012 года Рувинова и Балабанова задержали с поличным и отправили в СИЗО. Сначала их обвинили в получении взятки. Но потом обвинение неожиданно переквалифицировали на более легкую статью мошенничество. Якобы Рувинов и Балабанов не имели реальной возможности влиять на исход налоговой проверки. Оба арестанта свою вину не признавали. Адвокат Черноусов предполагает, что в схеме по вымогательству были задействованы и другие сотрудники налоговой службы, но в материалах следствия они не фигурируют. После смягчения обвинений Рувинов и Балабанов пошли на сотрудничество со следствием.
- Балабанов дал весьма любопытные показания: он якобы приехал в 20-ю налоговую инспекцию по делам, где и познакомился с Рувиновым, - говорит Яковлева, - Ему понравилось интеллектуальное лицо Рувинова, и прямо в коридоре он предложил вместе вымогать деньги с предпринимателей, и назвал «Софэкс» в качестве удобного объекта.
После признаний Рувинов и Балабанов стали настаивать на рассмотрении дела в особой порядке. Он предполагает проведение процесса без судебного следствия, изучения материалов и допросов свидетелей. Обычно суд в особом порядке укладывается всего в два заседания. При этом подсудимым не могут назначить наказание, превышающее 2/3 от максимально предусмотренного статьей УК. Таким образом оба обвиняемых вполне могли рассчитывать на небольшой срок или даже условный приговор.
После их признаний Яковлевой начали поступать на телефон СМС с угрозами.
-
Например, 16 мая пришла СМС примерно следующего содержания: «Дело переквалифицировали на мошенничество, с прокуратурой вопрос решим, летом выйдем по амнистии и потом встретимся. Каждый получит то, что заслужил!», - говорит Яковлева.
Яковлева сразу же обратилась в правоохранительные органы. Но, как утверждает ее адвокат, проверка по обращению проведена не была, а материалы для расследования не выделялись. -
У нас есть предположение, что СМС отправлялись непосредственно из СИЗО обвиняемыми, - считает адвокат.
Яковлева добавляет, что изначально она была не против особого порядка и мягкого приговора для Рувинова и Балабанова. Но после угрожающих СМС передумала: «Теперь меня волнует моя собственная безопасность и безопасность моей семьи».
Яна Яковлева получила известность в 2006 году в ходе так называемого «дела химиков». Тогда компанию «Софэкс» московское управление наркоконтроля обвинило в незаконном обороте сильнодействующих или ядовитых веществ - поставках этилового эфира без соответствующих лицензий. Яковлеву арестовали, почти полгода она провела в СИЗО, прежде чем ее выпустили под подписку о невыезде. В 2008 году по «делу химиков» суд вынес оправдательный приговор.
Владимир Баринов, “Йополис”