Наталья Таубина. Как устроена полиция в Голландии и Польше
В ознакомительную поездку о работе полиции в Нидерландах и Польше я попала случайно. Наша организация, Фонд «Общественный вердикт», уже много лет сотрудничает с Марийской правозащитной организацией «Человек и закон», в частности, в этом году мы участвуем в их проекте «Милиция - от силы к службе», поддержанном Европейской комиссией. Поездка часть проекта. Предполагалось, что знакомиться с опытом работы полиции поедут представители НКО и милиции трех регионов - Республик Марий Эл и Коми и Пермского края. В двух регионах - Марий Эл и Пермском крае - руководство МВД сочло правильным и полезным принять участие и направить своих сотрудников в командировку, а вот в Коми отказались. Уж не знаю, чем они руководствовались - испугались ли, сочли ли бесполезным или еще что-то - но образовалось свободное место и мне предложили принять участие. За Коми досадно и грустно, но я была очень рада такой возможности - посмотреть своими глазами как работает полиция в этих двух странах, об опыте которых я слышала много интересного и положительного.
В ознакомительную поездку о работе полиции в Нидерландах и Польше я попала случайно. Наша организация, Фонд «Общественный вердикт», уже много лет сотрудничает с Марийской правозащитной организацией «Человек и закон», в частности, в этом году мы участвуем в их проекте «Милиция - от силы к службе», поддержанном Европейской комиссией. Поездка часть проекта. Предполагалось, что знакомиться с опытом работы полиции поедут представители НКО и милиции трех регионов - Республик Марий Эл и Коми и Пермского края. В двух регионах - Марий Эл и Пермском крае - руководство МВД сочло правильным и полезным принять участие и направить своих сотрудников в командировку, а вот в Коми отказались. Уж не знаю, чем они руководствовались - испугались ли, сочли ли бесполезным или еще что-то - но образовалось свободное место и мне предложили принять участие. За Коми досадно и грустно, но я была очень рада такой возможности - посмотреть своими глазами как работает полиция в этих двух странах, об опыте которых я слышала много интересного и положительного.
Голландия - страна велосипедов и добрых полицейских
Сначала о том, что схоже с нашей правоохранительной системой. Прежде всего, в Нидерландах существует Министерство внутренних дел. Это огромный институт, в ведение которого входят и вопросы чрезвычайных ситуаций, и пожарные службы, и обеспечение безопасности, и т.д. По сути, это ведомство даже еще более всеохватывающее, чем в России. В последние годы в Голландии явно прослеживается тенденция на укрупнение полицейских управлений. Пятнадцать лет назад было 300 управлений, сейчас - 25 и активно обсуждается дальнейшее укрупнение. В Голландии это называется централизацией и это, на мой взгляд, последнее, что схоже в нашей системой, т.к. даже в одно и то же слово голландцы и мы вкладываем разные смыслы. Для них централизация вовсе не означает управление из одного центра и полное подчинение этому одному центру, более того, даже при такой очевидной тенденции к укрупнению в структуре полиции, голландская полиция управляется и регулируется на местном/локальном уровне, именно здесь происходит оценка, определяются приоритеты, принимается план и т.д. Поначалу такое положение дел выглядит странным, но как только понимаешь, что является ключевым в работе полиции в Нидерландах, все встает на свои места и странности исчезают.
Вся работа полиции в Голландии подчинена абсолютно другой философии, отличной от российской. Они действительно служат обществу, гражданам и это является ключевым во всех вопросам организации работы полиции. Важно отметить, что еще 15 лет назад все было по-другому - полиция служила государству и его чиновникам. Но за, казалось бы, короткое время им удалось пройти через такую сложную и, как нам представляется, нереальную трансформацию.
Общество и отдельные граждане являются отправной точкой в работе полиции. Вся работа по обеспечению безопасности и снижению уровня преступности происходит через совместную работу и постоянное тесное сотрудничество полиции, местной администрации, общества, социальных негосударственных институтов. Они вместе обсуждают проблему, составляют план действий, распределяют роли, все это отражается в подписываемом ими договоре, дальше каждый отвечает за свой сегмент работы при постоянном взаимодействии.
Приоритетом является - профилактика преступности, в Голландии понимают, что борьба с преступлениями важна и нужна, но она не дает устойчивого результата, переводя на обыденный язык: преступник пойман, наказан, отсидел, вышел, совершил новое преступление или поймали одного преступника, появился другой. А вот грамотно выстроенная совместная работа по профилактике позволяет снизить уровень преступности и примеров того, как они это делают множество. Например, совместными усилиями администрации и полиции подготовлены брошюры для владельцев магазинов с правилами и советами, как сделать бизнес более безопасным, защищенным от воровства и других вмешательств. Брошюры раздаются, с владельцами проводятся консультации, им оказывается помощь в приведении магазинов в более безопасное состояние и далее, если владелец магазина готов следовать правилам безопасности, которые рекомендуют полиция и местная администрация, полиция его защищает. В работе полиции активное участие принимают волонтеры. Например, существует система смс оповещения волонтеров о произошедших нарушениях и приметах нарушителей. Это означает, что в городе, например, с населением 100 тысяч человек порядка 2000 жителей одновременно получают смс, где написано, что полиция разыскивает такую-то машину, с такими-то номерами, приметы водителя или пассажира такие-то, что безусловно помогает более оперативно найти нарушителей.
Для работы полиции важно, что думает общество и отдельные граждане о безопасности, насколько они чувствуют себя защищенными и спокойными. Оценка и планирование деятельности полиции базируется на двух основных составляющих: объективная статистика по уровню преступности, пресечению, расследованию преступлений и уровень спокойствия общества, получаемый через опросы общественного мнения. Им действительно важно знать и учитывать в своей работе насколько общество чувствует себя в безопасности, где это ощущение безопасности ниже, какие проблемы и вопросы в первую очередь беспокоят граждан и именно эти проблемы и вопросы и становятся для них наиболее актуальными, на них и строится план на ближайший год/месяцы, они и попадают в договор между полицией и администрацией.
Полицейские считают, что их постоянное участие в жизни местного сообщества будет способствовать повышению безопасности, повышению чувства защищенности, они регулярно участвуют в тех или иных мероприятиях: чаепития с пожилыми жителями, безалкогольные вечеринки для подростков и т.д.
Впечатляет уровень подготовленности полицейских и способности рассказывать о своей работе понятно, хорошо структурировано и интересно. Все выступления сопровождались мультимедийными презентациями, интересными историями и иллюстрациями. И видно, что они гордятся своей службой и чувствуют себя важными для общества.
И, безусловно, поразил начальник одного из этих 25 полицейских подразделений, который сначала провел с нами полдня, рассказывая о работе полиции, потом съездил домой на полчаса и вернулся к нам на велосипеде (Голландия - страна велосипедов), водил нас по городу несколько часов, показывая разные достопримечательности, потом зашел с нами поесть пиццы, проводил до автобуса, сел на велосипед и поехал домой. А наутро встречал нас в полицейском отделении, и весь день принимал активное участие в обсуждениях с участием представителей местной администрации, полицейских, социальных институтов. В этом, мне кажется, весь дух и философия голландской полиции - она открыта обществу, она служит обществу, она активно сотрудничает с обществом.
Чему научили русских милиционеров в польской полиции
Я вовсе не ставила перед собой задачу сравнить две системы и две полиции/милиции в нашей стране и в другой. Для корректного сравнивания действительно надо уходить глубоко во многие детали административного деления и управления, политической жизни, в целом уровня жизни, уровня гражданской ответственности и т.д. Мне казалось полезным поделиться увиденным и своими впечатлениями от увиденного. Могу точно сказать, что члены нашей группы - действующие сотрудники МВД были впечатлены и тем как организована работа, и тем как осуществляется взаимодействие, и тем как происходит оценка, формируется план, и материально-техническим оснащением полицейских участков, и уровнем подготовки полицейских, а также самой системой профессиональной подготовки.
Немного статистической информации по обеим странам и дальше впечатления от польской полиции.
Население Королевства Нидерландов - 16 миллионов человек, сотрудников полиции - 50 тысяч. Средний размер оплаты труда в Нидерландах порядка 3000 евро в месяц. Зарплата начинающего полицейского - около 2000 евро, средний и высший состав получает уже порядка 3000-3500 евро. Государственная пенсия составляет 70% от последней зарплаты после 40 лет службы. В последние годы возрос конкурс на вакантные места в полиции, принимается только порядка 10% всех желающих.
Население Республики Польша - 38 миллионов человек, сотрудников полиции - 103 тысячи. Зарплата командира полиции - 3500 евро, коменданта воеводства - 2000 евро, участкового - 700 евро, полицейского на улице - 500 евро. В среднем зарплата полицейских в полтора раза больше, чем у учителей и соизмерима с оплатой военных и сотрудников администраций. Право на государственную пенсию у полицейских возникает после 15 лет службы, минимальная пенсия - 40% от последней зарплаты, максимальная - 75%. Конкурс на место в полиции - 9-10 человек на одно место.
В соответствии с законом о полиции 1990 года Польская полиция имеет три службы: криминальная, превентивная (полиция на улицах) и логистическая. Структурное деление полиции соответствует административному делению страны на 16 воеводств (областей). Существует 16 воеводских управлений полиции плюс столичное управление полиции. В польской полиции нет военных званий, они прошли через демилитаризацию - это один из результатов реформы. Кроме того, в результате реформы полиции состав обновился на 40% и произошло резкое сокращение офицерской части состава: сейчас это 20% всей полиции (для сравнения в 90м году было 50%). Треть сотрудников полиции имеет высшее образование. Порядка 25% сотрудников полиции в возрасте до 30 лет, 47% в возрасте между 31 и 40 годами и 22,5% в возрасте от 41 до 50 лет.
Каждый полицейский после приема на службу и прохождения базового обучения обязан пройти через 3 года службы на улице. Базовое обучение длиться 6,5 месяцев. В рамках обучения в первую очередь уделяется внимание отработке отдельных полицейских действий при выполнении возложенных на него полномочий, так называемые симуляции. Обучение в целом практикоориентированное, носит модульно-блочный характер. Вся теория дается через практику применения, учат мыслить и понимать через симуляции, отработку ситуаций. Например, правам человека в целом уделено 20 часов курса, плюс вопросы прав человека интегрированы в каждой симуляции.
Особое внимание уделяется борьбе с коррупцией. Полицейские признают, что случаи коррупции в дорожной службе продолжают случаться, но им удалось в ходе реформы свести практически к нулю коррупцию в процессе поступления на службу (раньше это было серьезной проблемой). Система рекрутинга сложная, многоступенчатая, в ней задействованы 6-7 учреждений. При подаче заявления кандидату присваивается штрих код и дальше он в процессе прохождения отбора везде проходит исключительно только под этим штрих кодом, что исключает возможность подтасовки результатов прохождения конкурса. Сами полицейские признают, что введение штрих кодов стало самой дорогостоящей частью новой системы рекрутинга, но оно того стоило. На каждом этапе (оценка документов, устная беседа, проверка в реестрах на судимость, текст на знания, тест физического состояния, психологический текст, организованная беседа по методике вербального поведения, медкомиссия) выставляются оценки, в результате создается рейтинг. Вся документация на электронных носителях.
В структуре полиции есть штатная единица - уполномоченный по правам человека.
Оценка работы полиции делится на оценку каждого подразделения и использует разные подходы и критерии. Система оценки службы превенции включает в себя 7 основных показателей, среди которых в частности эффективность работы участковых (оценивается с точки зрения того, сколько информации от участковых передается в криминальную службу и дальше используется), показатель по задержаниям правонарушителей на месте или по горячим следам (в Варшаве этот показатель в районе 30%), скорость реагирования на поступившее в службу сообщение о нарушении, количество аварий со смертельным исходом.
Система оценки криминальной службы выстраивается следующим образом: главная комендатура разрабатывает общие принципы и показатели на год, далее комендатуры воеводств разрабатывают более детально уже для районных отделов. Критерии каждый год разные и зависят от объективной статистики по преступности и результатов опроса населения за предыдущий период. Например, в 2010 году в Варшаве выделены как наиболее актуальные 7 следующих видов преступлений: преступления повлекшие вред здоровью, драки и избиения, кражи, кражи со взломом, разбои, вред имуществу и угон машин. Оценивается качество работы в неочевидных случаях, оценивается эффективность работы оперативных сотрудников, работа технического персонала (качество собирания следов преступления, какой процент всех собранных следов пригоден для дальнейшей следственной работы), количество найденных из тех, кто объявлен в розыск. На 2010 год принято, что по трем видам преступлений (хозяйственные, коррупция, преступления, связанные с наркотиками) если их количество ниже чем в прошлом году, то это плохой индикатор.
Независимыми социологическими институтами проводятся регулярные опросы общественного мнения, которые являются важной частью оценки и влияют на выработку плана и индикаторов на предстоящий год. Так, проведенный в 2009 году опрос жителей Польши об уровне доверия к различным институтам показал, что самый высокий уровень доверия у поляков к ТВ-каналам (80-85%), далее идет армия (75%), на третьей ступеньке вызывающих наибольшее доверие стоят радиостанции (74-75%) и затем полиция (72%). По результатам опроса полиции в Польше доверяют больше чем Католической церкви (62%).
Сокращенный текст был опубликован на сайте Slon.ru. Первая часть. Вторая часть.