«... будет шанс хотя бы выжить»
Минюст приступил к пересмотру Постановления Правительства, регулирующего медосвидетельствование осужденных

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
«Если перечень заболеваний будет расширен, то у многих людей, отбывающих наказание, будет шанс хотя бы выжить»
Минюст РФ приступил к пересмотру Постановления Правительства РФ № 54, регулирующее медицинское освидетельствование осужденных, которые могут быть освобождены от отбывания наказания по состоянию здоровья, сообщает член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Ева Меркачева.
Это крайне важный и давно назревший шаг.
Комментирует адвокат Ирина Бирюкова:
«Сейчас в этом перечне значится только 57 заболеваний, которые считаются основанием для освобождения. Это, например, онкологические заболевания на поздних стадиях, туберкулез, тяжелые формы сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.
Однако медицина не стоит на месте. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) постоянно обновляется, так как появляются новые знания о заболеваниях и лечении. Существующий же перечень в Постановлении № 54 был утвержден в 2004 году и потом только незначительно менялся.
Ситуация в исправительных учреждениях сейчас такова, что осужденные с тяжелыми заболеваниями, особенно с редко встречающимися или неизлечимыми, практически не могут получать адекватную медицинскую помощь.
В колониях и тюрьмах очень ограниченный доступ к узким специалистам, лекарствам, нормальному полному обследованию. Это все приводит к тому, что состояние здоровья осужденного ухудшается довольно быстро и может привести к необратимым последствиям или смерти.
Если перечень заболеваний будет расширен, то у многих людей, отбывающих наказание, будет шанс хотя бы выжить.
Например, возьмем случай с Сергеем Савченко, интересы которого я представляла и представляю в настоящее время. Он был освобожден из колонии только тогда, когда его состояние настолько ухудшилось, что еще немного, и он бы скончался.
При этом, до того, как мы занялись его делом, он с юристами как минимум дважды обращался с заявлением об освобождении по болезни. Суды отказывали, ссылаясь на то, что тяжесть его заболевания недостаточна для того, чтобы его можно было бы отпустить. Сейчас процесс лечения и восстановления его здоровья серьезно усложнен из-за ухудшения его состояния по сравнению с тем, какое у него было на момент тех обращений.
Еще один пример — другой мой заявитель имеет такое заболевание, как эпилепсия. И в какое-то время приступы у него стали настолько частыми, что происходили более 30 раз в месяц. Это очень много и опасно для здоровья.
И суд нам отказал в освобождении по болезни, указав, что такое заболевание отсутствует в Постановлении. Несмотря на то, что мы приобщили к материалам дела исследование независимого эксперта о том, что тяжесть заболевания может привести к необратимым последствиям.
Эпилепсия в действующей редакции Постановления действительно отсутствует. Но эпилепсия — это хроническое неврологическое заболевание, требующее особого внимания. Однако в условиях лишения свободы, где постоянно есть дефицит лекарств, нет регулярного наблюдения у невролога и невозможно сделать необходимое обследование, приступы могут привести не только к ухудшению состояния здоровья, но и к внезапной смерти. А у заявителя четверо детей, которые ждут его дома.
И такого рода заболеваний, не включенных в Постановление, много. Надеюсь, что пересмотр будет проведен оперативно и перечень заболеваний, являющихся основанием для освобождения от наказания, будет расширен, потому что для многих это будет шанс на жизнь».