Оценка полицейской реформы: заседание президентского Совета по правам человека
10 апреля состоялось заседание Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, посвященное полицейской реформе. Заседание готовилось давно, первый раз о нем заговорили еще в 2011 году, потом несколько раз откладывалось, переносилось, и вот еще в конце февраля 2012 года было назначено на 10 апреля. То есть считать это мероприятие экстренным, созванным после жуткой истории в Казани, было бы неправильно. При этом очевидно, что состоялось оно как нельзя вовремя и, наверное, не в последнюю очередь именно из-за последних событий и прикованного к МВД общественного внимания, ведомство к этой встрече подготовилось основательно - зам министра С.П. Булавин участвовал до самого конца (почти шесть часов), присутствовал руководящий состав основных подразделений МВД и практически все сделали короткие и не очень доклады.
10 апреля состоялось заседание Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, посвященное полицейской реформе. Заседание готовилось давно, первый раз о нем заговорили еще в 2011 году, потом несколько раз откладывалось, переносилось, и вот еще в конце февраля 2012 года было назначено на 10 апреля. То есть считать это мероприятие экстренным, созванным после жуткой истории в Казани, было бы неправильно. При этом очевидно, что состоялось оно как нельзя вовремя и, наверное, не в последнюю очередь именно из-за последних событий и прикованного к МВД общественного внимания, ведомство к этой встрече подготовилось основательно - зам министра С.П. Булавин участвовал до самого конца (почти шесть часов), присутствовал руководящий состав основных подразделений МВД и практически все сделали короткие и не очень доклады.
Совет выработал проект предложений, который был представлен на заседании. Этот документ до конца недели будет еще дополнен и в окончательном виде передан в МВД, и до конца месяца попадет на стол президента. В подготовке проекта рекомендаций приняли активное участие коллеги по Рабочей группе правозащитных НПО по реформе МВД. В документе, в частности, говорится, что «Реформирование МВД носило преимущественно внутриведомственный характер, при этом гражданский контроль был, в основном, формальным. Преимущественно формальный характер гражданского участия в этом процессе не способствовал повышению доверия населения к полиции».
В своих выступлениях члены и эксперты Совета, представители уважаемых правозащитных организаций аргументировано критиковали прошедшую внеочередную аттестацию, принцип формирования общественных советов при МВД, систему оценки, систему контроля и противодействия преступлениям, совершенным полицейскими, систему подготовки и переподготовки сотрудников полиции, систему мероприятий по противодействию коррупции. Со многими выводами и предложениями, подготовленными членами Рабочей группы, можно познакомиться на сайте «Вердикта»: обзор про систему образования и профессиональной подготовки и предложения, обзор про процесс формирования общественных советов и предложения, обзор по текущей системе оценки и предложения по совершенствованию.
Сегодня я хотела бы уделить больше внимания оценке каждодневной текущей работы сотрудников полиции. Это не так ярко и жутко, как пытки и убийства, о которых сейчас много пишется, много подобных историй можно прочитать и у нас на сайте. Но мне видится, что оценка каждодневной работы полицейских, как они с тобой общаются не в ситуации конфликта, насколько вообще можно себя комфортно ощущать в отделении полиции и получать там требуемую информацию и помощь - это крайне важная характеристика работы ведомства, это как раз то, с чем сталкивается практически каждый из нас и то, что является важной компонентой формирования нашего отношения к полиции.
Рабочая группа в конце 2011 года провела мониторинг исполнения закона «О полиции» в 5 регионах. Наша задача была не пронаблюдать и оценить работу полиции в экстремальных, неординарных ситуациях, а посмотреть, как полиция работает каждый день, как на практике реализуются красивые принципы закона «О полиции» - открытость и публичность, подотчетность и уважение права человека. В ходе мониторинга мы сделали что-то вроде mystery shopping - провели эксперименты с обращениями в отделы полиции. Для это мы выбрали реальные, не вымышленные поводы, благо, что их с избытком. Например, обращались в полицию за получением информации о работе участкового или спрашивали, где можно получить юридическую консультацию, жаловались на незаконную парковку автомобилей, а также выгул собак без намордников. Результаты посещений волонтеры отразили в заранее подготовленных бланках, а мы проанализировали: наши отделы полиции абсолютно не готовы к посещению людей с ограниченными возможностями, информационные стенды хоть и есть, но далеко не всегда, собственно, содержательны и удобны для прочтения (висят высоко, света мало и т.п.), дежурные и другие полицейские представляются, но чаще только после запроса со стороны посетителей, табличка (бейдж) у дежурного, как правило, есть, но либо ее не очень видно, либо шрифт настолько мал, что прочесть невозможно. Отвечают дежурные, как правило, достаточно понятно, но весьма формально, ограничиваясь нормативами, а в нескольких случаях старались отделаться или ввести в заблуждение. Так, например, волонтеру в одном отделе на жалобу о выгуле собак без намордника посоветовали купить самой намордник и носить с собой, раз страшно.
Мониторинг включал и опросы задержанных. Можно говорить, что права и свободы опрошенных, в целом, соблюдались. Практически всем было понятно, что их задерживают сотрудники полиции, звание, должность, фамилия задерживающих обычно назывались (не всегда назывались все три составляющие, чаще всего называлась фамилия). Но права и свободы при задержании разъяснялись далеко не всегда и не во всех случаях задержанные были предупреждены о применении спецсредств. А вот это серьезно - закон требует предупреждать прежде, чем применять спецсредство. МВД стоит обратить внимание на это и воздействовать на своих подчиненных.
Общая благопристойная картина исчезает, если посмотреть на количество и содержание жалоб, которые получали правозащитные организации. Жалобы поступали и Уполномоченным по правам человека в регионах, следственные управления СКР, прокуратура. Ответы из государственных органов на запросы, сделанные в рамках мониторинга, свидетельствуют об обоснованности поступивших к ним жалоб (не всех, конечно, но существенной части).
Итоги мониторинга свидетельствуют о том, что в каждодневную практику деятельности полиции пока не вошли прописанные в законе «О полиции» важные принципы, связанные с подотчетностью и публичностью, уважением прав человека. И мне видится, что даже если это не удалось обеспечить в ходе реформирования, то говорить о каких-то других изменениях пока еще рано.
Во время заседания Совета все выступления экспертов со стороны Совета представители МВД слушали внимательно, отдельные моменты фиксировали в своих записях, временами звучали конкретные предложения по дальнейшим шагам и взаимодействию с гражданским обществом и со стороны МВД. Хочется надеяться, что для МВД вчерашнее мероприятие было не событием для «галочки», а важным этапом пересмотра процесса реформирования и формирования выводов, которые бы дальше позволили внедрять действительно эффективные меры, с действительным, а не формальным участием гражданского общества и независимых экспертов. А пока хочется закончить замечательным вопросом замечательного и уважаемого Юрия Костанова на вчерашнем заседании: «Вы что? - вчера родились и сегодня узнали, что в милиции пытают, товарищи заместители министра внутренних дел?». Уже очень хочется, чтобы министерство стало нас воспринимать всерьез и относиться с уважением, и не считать трехлетним ребенком, которому можно наговорить многое, и он поверит.